Местность и карта
Ориентироваться на знакомой местности очень легко, а чтобы она стала знакомой, ее нужно осмотреть и запомнить.
Способность запоминать местность свойственна каждому человеку, но особенно сильно она развита у людей, близких к природе. Интересное описание дается в романе Ф, Купера «Следопыт». Приведем соответствующее место из этой книги.
—Я уже здесь побывал; впрочем, не на этом самом месте, мы останавливались там, где виден пораженный молнией дуб.
Как вы можете, Следопыт, запоминать с такой точностью все эти мелочи?
Это — наши дома и улицы, наши храмы и дворцы. Мне ли их не помнить! Однажды мы с Великим Змеем назначили друг другу свидание через шесть месяцев в полдень возле ели, а сами были от нее в трехстах милях. Если не сожгла ее молния, это дерево и теперь еще, наверно, стоит посреди леса, милях в пятидесяти от всех поселений.
Все в какой-то мере обладают чувством местности. Одни зримо представляют себе все повороты пройденного пути,— они как бы осознают направление движения. Другие мысленно составляют своего рода карту местности со всеми ее подробностями. Последний способ представлений о местности требует определенной тренировки. Попробуйте и вы потренировать свою память. Возьмите лист бумаги и зарисуйте на нем участок местности, по которому вам часто приходилось проходить. При очередной прогулке сличите вашу схему с местностью.
Возможно, она будет очень далека от совершенства. Однако после нескольких
тренировок вы можете в достаточной мере овладеть этим искусством. В результате
таких тренировок у вас одновременно с запоминанием местности будет вырабатываться умение переносить местность на бумагу, т.е. составлять простейшие карты.
Истоки создания простейших карт уходят в глубокую древность. Известно, что за много тысячелетий до нашей эры человек уже хорошо знал окружающую местность и умел изображать ее с помощью рисунков. Часто такие рисунки возникают и в настоящее время, особенно, при опросе местных жителей.
Затрудняясь словесно описать местность, они прибегают к рисунку, обозначая на нем взаимное положение местных предметов. Описывая, например, предстоящий путь, рассказчик покажет прежде всего начальный пункт маршрута. Проведя отсюда линию, обозначающую маршрут с основными поворотами, он последовательно отметит на ней пересечения рек, дорог, перевалы, отдельные строения и т. д. и оценит расстояние по времени, которое необходимо, чтобы достигнуть отмеченных мест. В стороне от маршрута он сделает отметки и укажет, где расположена приметная гора, озеро и другие объекты, которые не могут ускользнуть от взора путника.
Настоящие подробные карты появились значительно позже. В основе их создания лежат точные топографические съемки и поэтому такие карты стали называть топографическими.
Теория
- Главная
- Время по которому мы живем
- Ориентирование по солнцу
- Определение сторон горизонта
- По звёздам и луне
- Географические координаты
- Градус долготы
- Градус широты
- Градусная сетка
- Локсодромия и ортодромия
- Прямоугольные координаты
- Полярная система координат
- Расстояния и измерения
- Магнитная стрелка и полюса
- Компас
- Движение по азимутам
- Компасы без магнитной стрелки
- Гирокомпас
- Местность и карта
- Масштаб карты
- Чтение рельефа
- Прокладка маршрута
- Визирование
- Спорт
- Ориентиры
- Морские приметы
- Звуковые ориентиры
- Ориентир по ветру
Вход в систему
Задачи
- Задача на время
- Задача 2 на время
- Задача на ориентирование по солнцу
- Две задачи на градус долготы
- Задачи 3-6 на градус долготы
- Задачи на градус широты
- Задача на кривые
- Задача на координаты
- Задача на полярные координаты
- Задачи на магнитную стрелку
- Задача 1 на азимут
- Задача 2 на азимут
- Задача 3 на азимут
- Задачи на чтение рельефа
- Задачи на маршрут
- Задача на спортивное ориентирование
- Задачи на ориентиры
- Задача 2 на ориентиры
- Задача 3 на ориентиры
- Задача 4 на ориентиры
- Задача 5 на ориентиры
- Задачи на морские приметы
- Задача на ориентиры по ветру
- Флажковые деревья и задача